«Дракула» — кино, которое хочется похвалить. В особенности, если вы читали роман Стокера и прониклись атмосферой литературного первоисточника.
Диалоги персонажей часто повторяют роман построчно, сцены легко угадываются — пусть и со значительными сокращениями. Вступительная часть — великолепна. Если вынести за скобки эпизод с битвой и смерть принцессы, то путешествие Джонатана, встреча с Дракулой, замок, вечерние трапезы, всё, вплоть до отбытия графа в Лондон — красиво. Атмосфера, антураж, комбинированная съемка, декорации, свет, образ, созданный Олдманом — прекрасны. Моника Белуччи — даже в эпизодической роли — украшение фильма. Тем более, если Белуччи надевает корсет и принимается сосать кровь. С Моникой в активе, «Дракула» — безусловный шедевр. Именно за такие эпизоды фильм заслуживает похвалы.
Фильм получил три премии «Оскар»: за лучший грим, лучшие костюмы и монтаж звука. Номинации технические и не такие престижные, как «лучший фильм», «лучший режиссер» и «главная роль», но зритель обязательно обратит внимание на эти костюмы, запомнит яркие образы героев, услышит, как артикулирует слова Влад Цепеш. При бюджете в сорок миллионов долларов «Дракула» собрал более двухсот миллионов в мировом прокате (плюс три «Оскара»). Коппола успешно рассказал историю, которую мечтал экранизировать с семнадцати лет.
Фрэнсис реализовал в фильме романтическую линию, соединив Дракулу с Миной, невестой Джонатана. Так в сюжете о безжалостном хищнике зазвучал мотив «красавицы и чудовища». Появилась трагическая смерть возлюбленной и проклятие в сторону Бога, что и сделало распятие невыносимым для Дракулы.
С одной стороны, романтическая линия оживила линейное, монохромное повествование романа, характер графа стал человечнее, сложнее. С другой стороны — прелесть романа заключается именно в изображении хладнокровного, жестокого, мистического чудовища, обладающего потусторонней властью. Благодаря такой простоте, в романе легко понять логику каждого из персонажей. А чем меньше вопросов к логике — тем правдоподобнее произведение. Даже если речь идет о вампире, скачущем по стенам.
Разрушая логику действия, любовная линия Копполы оживляет повествование, сооруженное Стокером из дневников, писем, записок, судовых и врачебных журналов.
У Копполы последний удар графу наносит Мина. Смерть Дракулы одновременно становится его искуплением и возвращением к жизни вечной. Кинематографическая кульминация звучит куда интереснее книжной. При этом наиболее выгодно звучат эпизоды, оставленные Фрэнсисом в неприкосновенности. История спятившего стряпчего, сыгранная Томом Уэйтсом, рассказана очень хорошо. Трофическая цепь из мух, пауков, птиц и фантазий о котенке — отлично. Путь из Варны в Лондон, напротив, изображен пунктирно. Хотя история яркая: гибель экипажа, заточенного на одном судне с монстром, появление шхуны в гавани, распятый на штурвале последний обитатель корабля, записи в судовом журнале — богатый материал. Вероятно, хронометраж не позволил вместить все. Фильм длится более двух часов и встречи Дракулы с Миной занимают немало времени.
При этом эпизоды с Дракулой украшают экран. Вообще, любые сцены с Олдманом являются достоинством картины и большой творческой удачей для Копполы. Фильм живет, привлекает и очаровывает именно персонажем Олдмана. Образ Влада Цепеша в очередной раз сообщает, что актеры не играют роли одинаково. Есть избранное амплуа, в котором актер блистает.
Если вспомнить мистера Зода из «Пятого элемента», Стэнсфилда из «Леона», посмотреть на Дракулу, станет очевидно, что отрицательный персонаж, подлец, аморальное чудовище — это триумф для Гари Олдмана. Типаж близкий, понятный, с которым актеру комфортно работать, который Олдман умеет прочувствовать и изобразить так, что негодяй становится украшением фильма.
К сожалению, Олдман не играет отрицательных персонажей после того, как дети актера попросили отца плохих дядей не изображать. В результате зрители получили комиссара Гордона, Сириуса Блэка + целый ворох положительных ролей, превративших искрометного, талантливого злодея в проходного лицедея, играющего обезжиренных персонажей со знаком «плюс». Потеря для кинематографа, потеря для отрицательных типажей.
Что касается Ривза и Райдер, то юные актеры старательно делали то, что умели — украшали кадр своей молодостью. И за это им спасибо.
Вторая часть (после прибытия корабля в порт) выглядит скомканной и снятой кувырком. Действующих лиц становится слишком много. Профессор Хельсинг, Люси, Джонатан, Мина, друзья и женихи вытесняют из кадра титульного персонажа. Мрачная история о жестоком чудовище превращается в романтический триллер с элементами мистики.
История Влада и Мины, добавляя трагизма в сюжет, все-таки плохо вписывается в логику романа. Чтобы Дракула, жестокий зверь, кормящий младенцами любезных наложниц, не прикончил жениха возлюбленной? Чтобы потом, после танца среди парящих свечей, малахольный Джонатан напомнил о себе и все разрушил? В романе нет любовной связи между Дракулой и Миной. В фильме Мина сперва целует Джонатана, затем танцует с Дракулой, затем спешит к Джонатану, затем оплакивает убиенного Цепеша.
Драматично, но как-то непоследовательно.