
«Хозяйка гостиницы» — хорошая романтическая комедия для легкого развлечения.
Произведение абсолютно лишено современных трактовок. Деформации актуальной культуры не исказили творчество итальянского драматурга и мастера комедии Карло Гольдони. По этой причине «Хозяйка гостиницы» изящна, проста, лукава и развлекает зрителя ровно в той мере, в которой комедийное произведение должно развлекать, не вызывая неловкости или недоумения.
Режиссер-постановщик Валерий Маркин замечательно реализовал материал. Сцену оформил Кирилл Данилов — декорации просты и создают атмосферу разделенного на номера гостиничного хозяйства, сфокусированного на центральном пространстве сцены. Постановка не вызывает внутреннего диссонанса: диалоги правдоподобны, поступки логичны, образы соответствуют заявленным характерам. «Хозяйка гостиницы» богата на жанровые мизансцены: борьба за сердце Мирандолины происходит бурно, но с игривой легкостью.
В роли ведущих комедиантов выступают богатый граф и бедный маркиз (Вячеслав Семеин и Антон Васильев), затем к актерам присоединяется дуэт Зои Даниловской и Анастасии Яковлевой. Пока Мирандолина атакует сердце неприступного Кавалера, граф и маркиз соревнуются в щедрости, а дамы создают игривый беспорядок, развлекая зрителя беспечным поведением.
Также в постановке участвуют двое слуг: слуга Кавалера (Ильдар Алабердин) и слуга графа Альбафьорита (Кирилл Лясковский). Если первый слуга обладает скудным количеством реплик, то второй лишен голоса полностью. Особенное удовольствие заключается в наблюдении за игрой именно безмолвных актеров.
Прямая речь часто вынуждает актера декламировать. Осознавая, что внимание зала и так обращено к источнику акустических колебаний, актер исполняет роль чуть менее выразительно, чем должно — не в силу отсутствия таланта, а по той причине, что язык дела не должен соперничать с произнесением слов.
Роли без артикуляции слов обладают артикуляцией действия. Безмолвные Лясковский и Алабердин играют мимикой, жестом, позой, выразительностью поклона, живостью услужения, активной реакцией на происходящее, создавая между главными действующими лицами и актерской периферией особенную эмоциональную рябь.
«Хозяйка гостиницы» не является типичной романтической комедией, в финале которой каждый сеньор находит себе супругу, а сеньориты выходят замуж. Первый акт наполнен борьбой характеров и можно предположить, что соревнование завершится брачными узами, но Гольдони оказывается не так малодушен. Второй акт избегает тривиального финала. Каким образом — лучше узнать, ознакомившись с произведением лично.
Единственная шероховатость — финал оставляет чувство недосказанности. В отношениях героев не поставлена точка. Намерение графа и маркиза наказать Мирандолину за легкомысленное отношение к сердечным порывам постояльцев заканчивается ничем. Актрисы никаких крупных шалостей так и не совершают. Брак Мирандолины не выглядит надежным союзом. Да и состязание Мирандолины с Кавалером нельзя назвать завершенным. Кавалеру необходим реванш. Ведь о том, что страсть является игрой, знала лишь хозяйка. Вместо честного состязания случилось коварство с женской стороны и доверчивость с мужской.
Это эти вопросы следовало бы задать Карло Гольдони.