
«Леон» — художественный фильм, к которому никто не относился всерьез, но который стал одной из самых ярких работ Люка Бессона, Жана Рено, Гари Олдмана и Натали Портман.
Фильм являлся «филлером», то есть проектом-заглушкой. Бессон готовился к съемкам «Пятого элемента», ожидал окна в съемочном графике Брюса Уиллиса и размышлял о чистильщике Викторе из «Никиты». Чтобы съемочная группа не простаивала зря, Бессон развил историю персонажа, написал сценарий и Виктор превратился в Леона.
После съемок «Никиты» прошло четыре года, в личной жизни режиссера произошли перемены. Расставшись с Анной Парийо, тридцатилетний Бессон состоял в отношениях с пятнадцатилетней Майвенн. Чувственная экзальтация Бессона отразилась на образе беспощадного убийцы. В сюжете возникла романтическая линия Леон + Матильда.
Для публики связь профессионального киллера и одинокой девочки, спасенной после убийства семьи, выглядела как криминальный перифраз «Лолиты». В первых версиях сценария Леон и Матильда становились любовниками. Посему настала очередь Жана Рено вносить коррективы в сюжет. Рено решил, что двусмысленность отношений можно сгладить, приблизив образ Леона к образу Матильды.
Так Леон совершил интеллектуальный дрейф в сторону подростка. Чтобы у зрителей не возникало подозрений в желании взрослого мужчины воспользоваться беззащитностью девочки. Сексуализация Матильды осталась, но физическое напряжение между мужчиной и девочкой ушло. Леон стал большим ребенком, способным убивать, но интеллектуально находящимся на том же уровне, что и юная подопечная.
Бессон хорошо прописал характеры героев и создал ярких персонажей. Леон, Матильда, Стенсфилд останутся в зрительской памяти. Гарри Олдман сыграл одну из лучших ролей в «Леоне». Образ порочного, коррумпированного негодяя блестяще удался Олдману.
Натали Портман реализовала, вероятно, один из самых ярких полнометражных дебютов в кинематографе.
Также успешно выступил Сами Насери.
Сами Насери досталась роль бойца в отряде специального назначения. Работа Сами настолько впечатлила Бессона, что через несколько лет в прокат вышел комедийный боевик «Такси», позже ставший полноценной франшизой. Сценарий «Такси» был написал Бессоном специально для Насери. Удивительно, но яркий эпизод с участием Сами подарил зрителю динамичную кино-эпопею о приключениях Даниэля Моралеса и Эмильена Котанта. При том, что сам «Леон» возник как продолжение образа Виктора из «Никиты».
«Леон» должен был получить продолжение. Бессон ждал, когда героиня Портман подрастет, чтобы рассказать историю Матильды. Но продолжения не последовало. Бессон занялся развитием собственной кинокомпании, права на «Леона» остались у Gaumont. Работа над сиквелом не состоялась.
«Леон» — но только отличная криминальная драма. Это история взросления, первой любви, противостояния коррумпированного добра и благородного зла. Фильм можно отнести к лучшим творениям Бессона, наряду с «Никитой» и «Пятым элементом». 90-е годы — расцвет Бессона, серия безусловных шедевров, завершившихся «Ангелом-А».
Несмотря на культовый статус и зрительское признание, сборы кинофильма оказались ниже производственного бюджета. Наград и почетных премий лента не получила. Даже «Сезар» обошел фильм стороной. В категории «Лучший фильм» победил «Дикий тростник».