«Субстанция» — смелый фильм. Причем смелость проявляют все участники кинематографического процесса. И Корали Фаржа, автор сценария и режиссер фильма, и актеры, и зрители.
«Субстанцию» относят к фильму ужасов или, еще сильнее сужая жанровые рамки, к категории «боди-хоррора», то есть фильма, главная эмоциональная составляющая которого связана с деформациями человеческого тела.
Жанр очень профильный, отбиться на таком жанре сложно. Обычно у жанра есть признанные мэтры, тот же Дэвид Кроненберг, развивший тему в недавних «Преступлениях будущего». Или его дитя, Брэндон, снявший по заветам отца «Бесконечный бассейн». Такие авторы полностью закрывают потребность в специфических впечатлениях, снимая по фильму в несколько лет и утоляя голод поклонников.
Однако говорить о «Субстанции», как о боди-хорроре, нельзя, это крайне поверхностная, даже примитивная трактовка фильма. Кино гораздо глубже, драматичнее и интереснее. И смелость режиссера здесь в том, что Фаржа не только выбрала узкопрофильный жанр, но и сказала свое слово, использовав гротескные, наполненные макабром и похотью образы.
Смелостью впечатляет и ведущая актриса, Дэми Мур.
Дэми Мур — вообще человек очень отважный. Роль требует побриться наголо? Нет проблем. Нужно обнажиться ради эффектного эпизода? Дэми Мур обнажится. Связать себя отношениями с человеком на пятнадцать лет моложе? Дэми Мур свяжет и глазом не моргнет.
Но это повседневная, если можно так сказать, храбрость. Отвага, связанная со страстью и ремеслом. А вот отвага, связанная со старением, с необратимостью физических перемен, с красотой, которую хочется удержать, со старостью, которую признавать, особенно женщинам, невероятно тяжело — это храбрость иного толка. Тем более для индустрии, помешанной на внешности.
Снимая «Однажды в Голливуде», Тарантино сообщил Брэду Питу и Леонардо: «Играйте двух немолодых, выходящих в тираж актеров, карьеры которых подходят к концу. Словом, будьте собой». И все засмеялись, понимая, что и у Леонардо, и у Брэда Питта, несмотря на их возраст, еще многое впереди, и вообще мужской век значительно дольше женского, хотя женщины живут дольше мужчин.
Но именно в этом и есть отвага Мур. Когда Брэд Питт или Леонардо играют пожилых актеров — это образ. Когда Дэми Мур решается на роль актрисы, чья карьера закончена, при чем закончена не из-за низких кассовых сборов, интриг или бездарного постановщика, а из-за времени — для этого нужна смелость. И такую смелость Дэми Мур в «Субстанции» проявляет.
Что касается Маргарет Куолли, то у Маргарет задача была гораздо проще: сиять, ослепляя зрителя молодостью, красотой и простотой желаний.
Маргарет сделала то, что от нее требовалось: сыграла молодость. И за это ей спасибо. Вместе с Маргарет, помимо сексуальной энергии и бесконечных ракурсов пятой точки, фильм посетила некоторая обреченность. Увядание покрылось гламуром, морщины — блестками, отчаяние — пьяной радостью. Но старость действительно придет к каждому. Когда Маргарет избивает Дэми Мур — это не противостояние двух персонажей, это молодость, избивающая старость. Это бессильный протест против будущего.
Помимо режиссера и Деми Мур, смелость в «Субстанции» должен проявить и зритель. Все-таки не каждый согласится посмотреть фильм, в котором упругие груди и бедра соседствуют с хрустом суставов и деформацией тел.
+ страшно заглянуть в зеркало смыслов. Ведь фильм не только о том, что молодость быстротечна. «Субстанция» говорит языком метафор. Да, мир гламура — фальшив, продажен и жесток. Но мир гламура — или человеческий мир вообще?
Финальная сцена демонстрирует, что все мы, и те, кто создает продукт, и те, кто продукт употребляет — «одним миром мазаны».
Все уродство, проявившееся на сцене — это мы, люди. Наша настоящая начинка, наши искренние интересы, наше «новогоднее шоу» без прикрас. Это правдивые облики звезд, медийных личностей, рейтинговых персон. Это не только лицемерие, притворство и ложь, сбросившие маску, это то, чего жаждет зритель. Героиня Дэми Мур причащает со сцены всех. Не она чудовище — ее создали чудовищем. Продюсеры, режиссеры-постановщики, гримеры, агенты, журналисты, фотографы, социальные платформы, СМИ и сами зрители. Она отработанный материал, она were amazing. А теперь плакаты Элизабет сняты с коридора славы. Для новых плакатов необходима новая плоть. Сью. Которая пройдет по точно такому же пути. И зритель сформирует этот путь. Ведь зрители выбирают, чему быть на экранах, от чего поднимаются рейтинги. Медиа — послушно реагируют на спрос людей.
Всё самое гадкое, лживое, пошлое — создано сами зрителями. Той самой публикой, которая осуждает монстра на сцене, но жить без чудовища не может.
Жюри Канского кинофестиваля отметило смелость фильма. «Субстанция» получила главный приз за сценарий. Но в прокате — что вполне ожидаемо — фильм себя не проявил. При бюджете в семнадцать миллионов долларов мировые сборы достигли тридцати четырех, половина пришлась на США. Но фильм, скорее всего, окупится и, может быть, даже принесет небольшую прибыль за счет продажи трансляций и прокатных разрешений.
Фильм стоит просмотра. «Субстанция» — кино о времени, о быстрой жизни звезд, о тщеславии, о сожалениях, славе, монетизации себя, о карьерном успехе, об амбициях и разрушении иллюзий. Но, еще раз, фильм специфический и с ярким финалом.
«Субстанция» послужит хорошей пищей для размышлений, только не смотрите фильм во время еды.