«Укрытие» — фильм о вере.
Не вере в бестелесную сущность, а вере в себя. В свою интуицию, навязчивые кошмары, галлюцинации, которые посещают наяву и сулят катастрофу. Как говорит своей супруге главный герой Кёртис (Майкл Шеннон): «Это не просто сны, это предчувствие. Я боюсь, что может что-то случится, что-то нехорошее. И я не могу описать это, но хочу, чтобы ты мне поверила».
Фильм — о пределах такой веры. О том, как далеко можно зайти, прежде чем от тебя отвернутся друзья. Прежде чем близкие сочтут безумцем. Прежде чем ты начнёшь разрушать собственную жизнь. Ничего не объясняя, делая то, что дОлжно, при этом сомневаясь в себе, посещая психотерапевтов, принимая таблетки и спрашивая свою больную шизофренией маму: «С чего всё началось?»
Насколько остро человек может чувствовать сомнение? Понимая, что поступки иррациональны, а поведение действительно выглядит странным, но не желая рисковать самым дорогим, семьей.
«Укрытие» — фильм и о другой стороне: о вере людей в того, кто им дорог.
Легко верить в человека, когда с человеком все хорошо. Когда с человеком комфортно, надежно, понятно. Но как верить, если поступки человека вызывают тревогу? Если человек становятся источником проблем? Кертис может верить в правильность собственных действий, может спасать свою семью. Но при условии, что семья останется с Кёртисом. При условии, что семья поверит, что разрушение привычной жизни, потеря работы, лишение страховки, возможная отмена операции для дочери — это приемлемая цена за спасение от угрозы, которую Кертис увидел во сне.
«Укрытие» — это еще и фильм о семье. О том, насколько прочен внутренний дом, насколько надежна связь близких людей. Как люди встречают ураган: разбегаются в стороны или держатся друг за друга? Ураган не только тот, что грядет, но и тот, что пытается разрушить семью тяготами житейских обстоятельств. Пусть даже это очень крепкая семья. Ведь Кертису говорят, что у него «все хорошо». Говорят, что «самая лучшая похвала для мужчины — сказать, что у него все хорошо, что он все делает правильно».
Кертису говорят, что он со своей женой «до такого не дойдет», разговаривая о сексе втроем. Потому что Кертис и Саманта любят друг друга.
Это крепкая семья. И у Кертиса все хорошо. Есть любимая жена, есть дочь, есть работа и есть дом. Есть сложная жизнь, полная обязательств, забот, опеки над матерью и глухонемой дочерью. Но Кертис справляется и делает в своем доме «все правильно». Только сны не дают Кертису покоя.
Фильм неторопливый, размеренный, наполненный паузами, диалогами, редкими видениями и сомнениями Кертиса. Фильм длился два часа — и это медитативный хронометраж. Но два часа времени необходимы для выстраивания правильного ритма. Нельзя ускорить распад — иначе зритель не почувствует ни сложность выбора Кертиса, ни драматичность последствий для его семьи. Постепенное нагнетание атмосферы — правильный ход. Как и отсутствие однозначного ответа на вопрос: «Что же на самом деле происходит с главным героем?»
Мучают Кертиса пророческие видения или Кертис сходит с ума?
Фильм хорош правильным темпом, атмосферой и финалом. Финал расставляет всё по местам.
В прокате «Укрытие» не заметили. При бюджете в пять миллионов долларов стать финансовым хитом не так и сложно, однако мировые сборы не отбили даже половину затраченных средств. При этом фильм получил две ветки на Каннском кинофестивале: награду от прессы и премию Общества драматических авторов и композиторов в номинации «Лучший фильм».