«Дракула» — кино, которое хочется похвалить. В особенности, если вы читали роман Стокера, прониклись атмосферой литературного первоисточника и отметили, с каким трепетом Фрэнсис поработал с текстом.
Диалоги персонажей часто повторяют роман построчно, сцены легко угадываются — пусть и со значительными сокращениями. Вступительная часть — великолепна. Если вынести за скобки эпизод с битвой и смерть принцессы, то путешествие Джонатана, встреча с Дракулой, замок, вечерние трапезы, всё, вплоть до отбытия графа в Лондон — вызывает восхищение. Атмосфера, антураж, комбинированная съемка, декорации, свет, образ, созданный Олдманом — прекрасны. Именно за такие эпизоды фильм заслуживает похвалы.

К слову, фильм получил три премии «Оскар»: за лучший грим, лучшие костюмы и монтаж звука. Номинации технические и не такие престижные, как «лучший фильм», «лучший режиссер» и «главная роль», но зритель обязательно обратит внимание на эти костюмы, запомнит яркие образы героев, услышит, как артикулирует слова Влад Цепеш.

Фрэнсис добавил в фильм романтическую линию, соединив Дракулу с Миной, невестой Джонатана. Так в сюжете о безжалостном, кровожадном хищнике зазвучал мотив «красавицы и чудовища». Появилась романтическая связь, трагическая смерть возлюбленной и проклятие в сторону Бога, что и сделало распятие невыносимым для Дракулы.
С одной стороны, романтическая линия оживила линейное, монохромное повествование романа, характер графа стал человечнее, сложнее. С другой стороны — прелесть романа заключается именно в изображении хладнокровного, жестокого, мистического чудовища, обладающего потусторонней властью и являющегося человеком лишь внешне. Благодаря такой простоте, в романе легко понять логику действий каждого из персонажей. А чем меньше вопросов к логике — тем правдоподобнее произведение. Даже если речь идет о вампире, скачущем по стенам.

Неправдоподобный элемент есть и у Стокера. Следуя традиции, Стокер не нарушил принцип «добро побеждает зло». Хотя традиция «зла и добра» представлена Стокером несколько шире, чем борьба человека и зверя.
Сложно не заметить, как англичанин Стокер описывает жизнь Трансильвании и говорит о хаосе, растущем по мере продвижения с запада на восток. Характерен и выбор персонажа на роль кровожадного чудовища: граф Дракула, с историческим прототипом в лице Влада Цепеша. Стокер не пожелал выбирать из европейских королей, также известных кровавыми шалостями: от Генриха VIII до Леопольда II, современника Стокера. Брэм представил в образе чудовища именно Влада Цепеша, защищавшего Европу от нашествия османов.
Но допустим, что выбор Стокера продиктован соображениями экзотики, а не желанием живописать встречу дикого Востока и просвещенного Запада. И вернемся к фильму.

Разрушая логику действия, любовная линия Копполы оживляет повествование. Книжка довольно пресно излагает события: значительную часть «Дракулы» занимают дневники, письма, записки, судовые и врачебные журналы. Да и сам исход, гибель Дракулы, выглядит антиклиматически. Дракула возвращается в Трансильванию на корабле, а не на поезде. На поезде отправляются преследователи. Графа настигают в последний момент и благополучно убивают на закате. Таков финал истории о непобедимом чудовище, в венах которого течет кровь самого Атиллы.

Почему граф не отправился в Трансильванию поездом?
Почему не окружил себя достаточной защитой, ведь граф был баснословно богат?
Почему не использовал собственные силы для борьбы с парой юнцов и стариком?
Непонятно. Как и стремление графа перебраться именно в Лондон. Неужели Дракулу привлекла анемичная английская кровь, настоянная на холодных туманах и миазмах Темзы?

У Копполы последний удар графу наносит Мина. Смерть Дракулы одновременно становится его искуплением, возвращением к жизни вечной. Кинематографическая кульминация звучит куда интереснее книжной.
При этом наиболее выгодно, ярко, атмосферно, все-таки, звучат эпизоды, оставленные Фрэнсисом в неприкосновенности. История предшественника Джонатана, сошедшего с ума поверенного, сыгранная Томом Уэйтсом, рассказана очень хорошо. Трофическая цепь из мух, пауков, птиц и фантазий о котенке — отлично.
Путь из Варны в Лондон, напротив, изображен пунктирно. Хотя история яркая: гибель экипажа, заточенного на одном судне с монстром, появление шхуны в гавани, распятый на штурвале последний обитатель корабля, записи в судовом журнале — богатый материал. Вероятно, хронометраж не позволил вместить все. Фильм длится более двух часов, а встречи Дракулы и Мины занимают немало времени.

При этом эпизоды с Дракулой украшают экран. Вообще, любые сцены с Олдманом являются достоинством картины и большой творческой удачей для Копполы. Фильм живет, привлекает и очаровывает именно персонажем Олдмана. Образ Влада Цепеша в очередной раз сообщает, что актеры не играют роли одинаково. Есть избранное амплуа, в котором актер блистает.
Если вспомнить мистера Зода из «Пятого элемента», Стэнсфилда из «Леона», посмотреть на Дракулу, станет очевидно, что отрицательный персонаж, подлец, аморальное чудовище — это триумф для Гари Олдмана. Типаж близкий, понятный, с которым актеру комфортно работать, который Олдман умеет прочувствовать и изобразить так, что негодяй становится украшением фильма.

К сожалению, Олдман не играет отрицательных персонажей после того, как дети актера попросили отца плохих дядей больше не изображать. В результате зрители получили комиссара Гордона, Сириуса Блэка + целый ворох положительных ролей, превративших искрометного, энергичного, талантливого злодея Олдмана в проходного второсортного лицедея, играющего обезжиренных персонажей со знаком «плюс». Потеря для кинематографа, потеря для отрицательных типажей.
В «Дракуле» Олдман сыграл одну из своих лучших ролей. Что касается Ривза и Райдер, то юные актеры старательно делали то, что умели — украшали кадр своей молодостью. И за это им спасибо.
Моника Белуччи — даже в эпизодической роли — украшение любого фильма. Тем более, если Белуччи надевает корсет и принимается сосать кровь. С Моникой в активе, «Дракула» — безусловный шедевр.

При бюджете в сорок миллионов долларов «Дракула» собрал более двухсот миллионов в мировом прокате (плюс три «Оскара»). Коппола успешно рассказал историю, которую мечтал экранизировать с семнадцати лет.

Но, все-таки, романтическая линия, добавляя красоты и трагизма в сюжет, вписывается в логику романа плохо. Чтобы Дракула, жестокий зверь, кормящий младенцами любезных наложниц, не прикончил жениха возлюбленной? Чтобы потом, после танца среди парящих свечей, малахольный Джонатан напомнил о себе и все разрушил?
В романе нет любовной связи между Дракулой и Миной. В фильме есть. Мина сперва целует Джонатана, затем танцует с Дракулой, затем спешит к Джонатану, затем оплакивает убиенного Цепеша. Все как-то непоследовательно. Но очень драматично.