«Легенда о Зеленом рыцаре» — хорошая история о судьбе. При чем не той, что предопределена, а той, что выбрана за тебя.
Отталкиваясь от поэмы четырнадцатого века, Дэвид Лоури несколько меняет сюжет, насыщая историю сэра Гавейна размышлениями о счастье быть никем. «Зачем быть великим?» — спрашивает у Гавейна возлюбленная. — «Разве недостаточно быть просто хорошим?» В этом отличие средневекового сюжета и современной трактовки.
Средневековая легенда рассказывает о Гавейне, который нанес удар незваному гостю, отсек голову, а затем выполнил условия договора, явившись за ответным ударом год спустя. Но легендарный Гавейн избежал смерти от топора Зеленого рыцаря, оказавшегося лордом Бертилаком, так как леди Бертилак не сумела искусить Гавейна и тот не нарушил законов гостеприимства, не вызвав в Бертилаке ни гнева, ни желания отомстить.
Верность слову привела средневекового Гавейна к месту несостоявшейся казни, а чистота сердца спасла рыцаря от смерти. Так Гавейн подтвердил сразу несколько рыцарских качеств: добродетельность, бесстрашие, верность слову и чести.
Современная трактовка показывает Гавейна, который бежит от своей судьбы. Современный Гавейн слаб, пьян и обитает в борделе. Он снова и снова повторяет: «Я не готов», «Я не рыцарь», «Я просто мимо проезжаю».
Современный Гавейн не может сопротивляться разбойникам, не может отказать леди Бартилак в притязаниях (хотя не в силах удовлетворить их), не может стать королем и согласиться с судьбой, явленной ему в Зеленой часовне.
Гавейн покорно следует воле Морганы, чистолюбиво выбравшей за Гавейна судьбу короля — но не желает такой судьбы. Для него смерть — спасение. Последний шанс избежать навязанной роли. И Гавейн, в конце концов, сбегает от непрошенного величия, несмотря на постоянную опеку Морганы, следующей за Гавейном в образе лисицы.
Честь, отвага, верность слову и «даме сердца» в новой трактовке оказываются не нужны. Не требуется и лорд Бертилак, который перестает быть Зеленым рыцарем и превращается в статиста. Стройность и логичность средневекового повествования разрушается голливудскими представлениями о мужчине и женщине, не предлагающими ничего оригинального.
Но есть в фильме и замечательные стороны.
Во-первых, потрясающая красота в кадре.
Во-вторых, помимо поэтичности, средневековой меланхолии, сказочности, которой пропитан хронометраж, «Легенда о Зеленом рыцаре» интересна рассуждением о свободе выбора.
Если вынести за скобки феминистический штурм традиционных образов, не обращать внимание на сцену после титров, на слабого Гавейна, на немощного короля Артура, на ненужного лорда Бертилака, то история «свою судьбу выбираю сам» — окажется вполне кинематографична и самодостаточна.