«Оно идёт за тобой» — интересный пример подросткового триллера, лишенного типичных поведенческих моделей. За исключением единственной: случайных половых связей. Но избежать данной модели возможности нет, так как преследование, таинственное существо и весь сюжет запускается именно через половую связь. Все остальные подростковые поведенческие модели в фильме отсутствуют. И это хорошо.
Подростки ведут себя спокойно, рассуждают логично, не обижаются, не разбегаются, не истерят. Не прячутся в подвал заброшенного крематория на окраине кладбища, отыскивая безопасное место, чтобы переждать ночку. Подростки держатся вместе и помогают друг другу.
Подростки даже обладают определенной рассудительностью, объясняя тем, кто попал в беду, причины происходящего (разумеется, прикрывая собственные шкуры, но все-таки стараясь ответить максимально корректно на любые вопросы). Фильм интересен именно этой рассудительностью и спокойствием. Угроза есть, смерть приближается, но неторопливо (чуть быстрее, чем к любому из нас). Убежать от преследования легко. Направить преследователя по новому следу — тоже возможно. Однако преследователь есть и цель его — убить. И хронометраж наполняется внутренней напряженностью.
Фильм лишен по-настоящему жутких сцен, но погружение в фантазию режиссера побуждает зрителя разглядывать экран пристальнее обычного. Внимание с главных героев постепенно переносится на пейзаж, задний план. Фон становится важнее, чем действующие лица. Взгляд ищет случайных прохожих, стариков, детей, таких же подростков, которые направляются в сторону Майки Монро (сыгравшей в фильме ноги в шортах — не плохо и не хорошо).
Изучению кадра способствуют широкоугольные линзы, использованные оператором. Пространства для наблюдения много, пейзажи активно меняются. Ночные, дневные, урбанистические, индустриальные пространства отлично сочетаются с минималистичной музыкой Disasterpiece. В кадре царит своеобразная меланхолия и отрешенность.
На этом фильм и держится: неторопливый атмосферный видеоряд и персонажи, которые ведут себя разумно, что уже само по себе добавляет тревоги. Разумное поведение, исходящее от подростков, говорит о серьезной ситуации.
+ фильм привлекает многообразием интерпретаций.
Для ахающих пуритан преследование станет карой за случайную связь.
Для мистиков и фаталистов — абстрактным злом, не имеющим ни цели, ни мотива. Идущим к новой жертве, следуя самой природе зла.
А для любителей метафор преследователь станет аллегорией взросления.
Романтические отношения, интимная близость, человеческая привязанность заменяют юность ответственностью. В виде неизбежных последствий: дома, который необходимо содержать, детей, которых необходимо воспитывать. Многочисленных обязательств: бытовых, профессиональных, родственных, рутинных, превращающих жизнь в смерть, вынуждая навсегда отказаться от беспечной свободы.
Может быть, именно от этого подростки и убегают. Не от абстрактного зла, а от взросления, которое пугает сильнее смерти. От запретов, от принуждения делать то, что надо, вместо того, что хочется.
Фильм уверенно выступил в прокате, собрав двадцать три миллиона долларов при бюджете в два. К хорошей кассе присоединились и благодушные отзывы критиков. В результате сиквел назначили в производство. Правда, продолжение крадется к зрителю неторопливо. В 2024-м году «Они идут за тобой» только добрались до стадии «подготовка к съемкам».