Голгофа — название холма, на котором распяли Христа и двух разбойников, Дисмаса и Гестаса. Перед смертью Дисмас уверовал в Христа, раскаялся в грехах и услышал «ныне же будешь со мною в раю». Гестас насмехался над Христом и не был спасен.
Имена разбойников не относятся к историческим личностям и носят апокрифический характер. Важны не имена, а образ: спастись можно и на краю гибели.
«Голгофа» — история о мире, наполненном грешниками. Спасением грешников занят отец Джеймс (Брендан Глисон). Джеймс верит в свое дело и искренне предан ему. Несмотря на то, что «время церкви давно прошло», как говорит один из персонажей фильма. Джеймс с утверждением не согласен. «Время таких, как я, никогда не пройдет», — отвечает священник.
Джеймс — хороший священник, честно помогающий пастве. Способный увидеть в человеке человека, даже если сам человек об образе своем давно уже забыл.
Актер так сказал о персонаже: «Все пытаются сломать Джеймса, надеясь, что он не сломается. Пытаются сломить его дух, признать, что нет ни веры, ни надежды, ни вечности. Это одновременно и их цель, и их величайший страх. Для меня это была одна из самых напряженных актёрских работ».
Джеймс не теряет веры в людей, хотя сами люди веру давно потеряли. И дело не только в Боге или в том, что образ священника потерял сакральность — в особенности после скандала о растлении детей, режиссера на создание фильма вдохновило именно это событие — люди потеряли веру в себя. Равнодушие к близкому своему и внутренняя пустота, истоки которой неизвестны, но мучительны, терзают жителей маленького городка. Каждый находит оправдание своим порокам, каждый знает персональный рецепт для того, чтобы примириться с этой внутренней пустотой. За исключением потерявшего смысл жизни Майкла, признавшегося, что ему очень плохо, но так и не успевшего понять «почему?»
Единственный человек, отличный от окружения Джеймса — это Тереза. Молодая женщина, потерявшая в аварии мужа. «Нам очень повезло, у нас была настоящая любовь. То, что произошло — просто несчастный случай. Если люди от такого теряют веру, значит, эта вера была не так уж и сильна», — так говорит Тереза. И Джеймс благодарен Терезе за эти слова и предлагает ей помолиться вместе.
Тереза — единственный персонаж, который поддерживает Джеймса. Все остальные — своими словами или поступками убеждают Джеймса сдаться, убеждают в том, что бороться за них не следует. Ведь и сами они за себя давно уже не борются. У них «все хорошо». Дочь Фиона, совершившая попытку суицида. Забывчивый каннибал Фредди. Циничный доктор Франк. Даже отец Лири, занятый самообманом, по словам Джеймса. Никто из современных «разбойников» не кается в содеянном, только Тереза, потерявшая мужа, благодарна судьбе за то, что любовь все-таки была.
Джеймс — не карьерист, не идеалист и не святой. Джеймс — не узколобый фанатик. «Вы слишком умны для этой паствы, мне это всегда в вас нравилось», — так говорит о Джеймсе Вероника. Джеймс человечен, уязвим и подвержен слабостям. Но вера в то, что человек — нечто большее, чем безрадостный путь в небытие, не позволяют Джеймсу сдаться. Хотя Джеймс почти сдается, только слова Терезы «иногда мне кажется, что я не выдержу, но я выдержу», заставляют его вернуться к пастве.
Именно Джеймсу один из прихожан, которого в детстве свещенник подверг насилию, сообщает о намерении совершить казнь: «Я собираюсь убить вас в следующее воскресенье, святой отец. Вам нечего сказать мне?» Джеймс отвечает: «Сейчас нечего. Но к воскресенью я соберусь с мыслями».
Таков сюжет «Голгофы»: неделя из жизни священника, проведенная в ожидании смерти.
Джеймс сохраняет тайну исповеди и не обращается с заявлением об угрозе убийством в полицию.
Джеймс переживает из-за сожжения церкви, но собирается строить храм снова.
У Джеймса убивают собаку и позже выясняется, что сделал это не тот, кто угрожал самому священнику. Ненависти в пастве оказывается гораздо больше, чем Джеймс предполагал. Но Джеймс остается с людьми.
Джеймс сообщает дочери, что люди слишком много говорят о грехе и слишком мало о добродетели, называя главным качеством умение прощать. Во время встречи с убийцей Джеймс старается пробудить в человеке именно это чувство. До самого конца, до самого края, спасая от греха того, кто не желает спастись. А затем дочь убитого навещает убийцу в тюрьме.
«Голгофа» — хороший образец ирландского кино и творчества братьев Макдона. Братья творят порознь, но мостики к фильмам друг друга перекидывают — и не только через Брендана Глисона.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге», «Банши Инишерина», «Однажды в Ирландии» — это работы Макдона. Жизнь и смерть, абсурдность бытия и черный юмор, экзистенциальная тоска пополам с упрямой верой в человека — таков ирландский кинематограф. Честный, глубокий, живой.
«Голгофа» — произведение о множестве путей для того, чтобы стать несчастным, и единственном пути, чтобы счастье обрести.