«Лучшее предложение» — скорее драма, чем триллер или детектив, как произведение иногда называют. Может быть, это кинолента с элементами комедии. В любом случае: наблюдать, как виртуозно главного героя заманивают в ловушку — сплошное удовольствие.

Сюжет таков: Верджил Олдман (Джеффри Раш), аукционист и коллекционер, проворачивает аферы со своим старинным подельником Билли (Дональд Сазерленд). Друзья потрошат торги, занимаясь плутовством и скупая за бесценок дорогостоящие произведения искусства.
При этом Верджил ставит себя невероятно высоко. Настолько высоко, что и собственную жизнь относит к произведениям искусства. Верджил ест и пьёт из именной посуды, не снимает перчаток, чтобы не прикасаться к грубой реальности, не владеет мобильным телефоном. Вёрджилу неприятно общение с другими людьми и «противны чужие вещи». Единственное исключение — произведения искусства.

Искусство — отрада Вёрджила. Но только истинное, подлинное, созданное в лучах «внутреннего света». Наличие именно этого света Вёрджил отрицает у друга Билли, говоря, что «разбираться в искусстве и держать в руках кисть» — недостаточно для того, чтобы называться настоящим художником. Вёрджил в художниках разбирается хорошо и собирает коллекцию истинных шедевров, написанных именно такими, настоящими художниками. Верджил хранит коллекцию в доме, подальше от посторонних глаз, единолично наслаждаясь образцами чистоты, красоты, изящества. Примерами идеальной возлюбленной, которую Вёрджил не нашел в жизни, но обрел в полотнах мастеров.

Такова диспозиция «Лучшего предложения». Дальнейшие приключения Вёрджила — изощренная месть Билли за то, что Вёрджил не увидел свет творца в старинном друге, который мог бы стать художником, но стал мошенником. Торнаторе разворачивает перед зрителем двухчасовую композицию о мести и манипуляции, периодически рассуждая о подлинности чувств и достоверности фальшивки.

Вёрджил погружается в иллюзию, в неожиданные отношения с Клэр (Сильвия Хукс). Способ проникновения в ритуализированный мир Вёрджила — хитроумен и продуман. Вёрджила дразнят, интригуют, восхищаются его статусом и тут же пренебрегают им. Кнут и пряник, грубость и лесть, недоверие и открытость — вздорный, притягательный образ Клэр превращается для Вёрджила в зависимость. Это не то обращение, к которому мистер Олдман привык. Это — женщина, создание для Вёрджила непостижимое и пугающее.
Клэр наполняет жизнь Вёрджила хаосом, сбивая с толку и лишая контроля над ситуацией.
Клэр готова подписать с мистером Олдманом любой контракт, не читая.
После заключения контракта Вёрджила ожидает вилла, набитая антиквариатом.
Вдобавок коридоры и помещения виллы хранят детали таинственного механизма, на котором механик Роберт (Джим Стёрджесс) обнаруживает подпись самого Жака де Вокансона, гениального кукольника 18-го столетия, бывшего темой дипломной работы Вёрджила.
Разве можно устоять?

Вёрджил попадает в сети, раскинутые старым-верным другом Билли. Прекрасно знающим Вёрджила: его слабые места, интересы, болевые точки. Билли не может простить Вёрджелу отказ увидеть в Билли истинного художника, тот самый свет, признак гениальности и подлинного искусства. Однако поступок Билли наводят не на мысль о подлинности чувств и способности имитировать истинную любовь. И даже не на рассуждение о том, что в любой подделке скрыто что-то подлинное, в данном случае — любовь Вёрджила к Клэр.
Поступок Билли напоминает фразу из «Моцарта и Сальери»:

— До свиданья. Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Поступок Билли — воплощение злодейства. И это злодейство подтверждает слова Вёрджила о том, что в Билли нет истинного света. Не требуется истинному свету одобрение, чтобы сиять. Истинный свет не гаснет в мошеннических сделках. Истинный свет изливается на полотна, потому что такова природа света. Художник создает произведения искусства, а злодей — конструирует изощренные методы отмщения за то, что в нем не увидели художника.
В отношении искусства чутье не подвело Вёрджила, а вот в отношении друзей ошибка оказалась роковой.

Фильм нетороплив, содержателен, красив. При этом некоторые поступки Вёрджила заставляют удивиться наивности профессионального мошенника с многолетним стажем:

Почему Вёрджил не проверил информацию об аварии и сбитой девушке?
Почему не навел справки о вилле? Не установил владельцев представленных предметов? Провенанс — обязательная часть оценочного процесса.
Почему так легко откровенничал с Робертом, случайным, ситуативным помощником? Для человека, избегающего общения с людьми, Верджил вёл слишком доверительные беседы с механиком.
Почему у комнаты с картинами не оказалось никакой защиты от взлома и сигнализации? Разве Билли — единственный охотник за картинами? Пусть Вёрджил отпускает прислугу домой, но дом наполнен произведениями искусства. Средства наблюдения и охрана — естественная мера. Почему Вёрджила не волнует сохранность коллекции, которую он собирал всю жизнь?
Наконец, Клэр, которая пожелала переписать финал на «более оптимистичный» и как будто стремилась избежать последнего акта в собственной роли. Если девушка говорит Вёрджилу: «Я люблю вас, что бы ни случилось», — что мешает признаться в обмане? Личная заинтересованность у Клэр отсутствует. А все сокровища Вёрджила и так уже принадлежат ей. Но Клэр хранит молчание и происходит то, что происходит.

К сожалению, широкую аудиторию фильм не заинтересовал, громких премий не получил, кассу не собрал. Но для поклонников искусства и психологических драм, «Лучшее предложение» — прекрасный выбор.