В 2005-м году Нил Бломкамп снял короткометражку «Выжить в Йобурге», шестиминутный видео-скетч о ксенофобии и социальном неравенстве. Сочиняя сценарий, Бломкамп довел расчеловечивание деклассированных элементов до крайней степени отчуждения, представив беженцев инопланетянами.
Главную роль в ролике исполнил Шарлто Копли. Бломкамп и Шарли познакомились десятью годами ранее, когда Копли нанял Бломкампа в отдел компьютерной графики. Компания Шарли занималась производством рекламы и презентационных роликов, эта же компания спродюсировала «Выжить в Йобурге».
Ролик получился интересный. Люди говорили о гуманитарной катастрофе в Зимбабве и реальном апартеиде, затем фрагменты интервью смонтировали в видеоряд об инопланетянах.
Короткометражку заметили Питер Джексон и Френсис Уолш, супруга режиссера. Френсис рекомендовала Бломкампу трансформировать псевдо-документалистику в полнометражный фантастический фильм, а Джексон, после того, как у Бломкампа сорвалась съемка Halo, предложил режиссеру 30 000 000 долларов для съемки «чего угодно».
Так получился «Район №9». Всё тот же социальный комментарий с Шарлто Копли в главной роли, трущобами Йоханнесбурга в качестве декораций и красивой компьютерной графикой. Видео-скетч превратился в двухчасовое кино с драматическими мизансценами и несколько усложнившейся фабулой: у героя Копли появилась линия «был своим — стал чужим».
На этом рассказ о «Районе №9» можно прекратить. Кино лучше посмотреть, чтобы увидеть замечательную игру Шарлто, который не был профессиональным актером, но сыграл отлично + погрузиться в режиссуру Бломкампа, который снимал свой первый полный метр, но сделал это лучше многих корифеев жанра.
Сумбур и атмосфера отчаянной ненужности, бюрократизма, равнодушия и жестокости также удались великолепно. Как и своеобразный юмор: «У нас есть закорючка на уведомлении о выселении, он черкнул ручкой, когда ударил меня». «Вы слышите, как лопаются зародыши? Словно попкорн».
Фильм относится к жанру фантастики, но человеческая алчность, безжалостность и подлость показаны в «Районе №9» абсолютно реально. Однако фантастический элемент в фильме имеется: невероятно успешный дебют Бломкампа остался без продолжения.
Фильм получил четыре номинации на «Оскар»: лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж и лучшие визуальные эффекты. Бюджет в 30 000 000 долларов также отбился многократно, мировые сборы превысили 200 миллионов. Но дальнейшая карьера Бломкапа выглядела странно.
Четыре года режиссер не снимал ничего.
Затем Нил получил Мэтта Деймона и 115 миллионов производственного бюджета для съемок «Элизиума». В кинотеатры прибыл второсортный боевик о социальном неравенстве и всё тех же трущобах. Единственным украшением фильма стал антагонист, исполненный Шарлто Копли, но мировой прокат это не спасло: 90 миллионов домашних сборов и 190 мировых — слишком мало для финансового успеха (не забываем, что домашние сборы дают половину прибыли от проката, мировая дистрибуция — около четверти).
Затем Нил экранизировал вторую из собственных короткометражек, Tetra Vaal, снятую еще до «Выжить в Йобурге». За 50 миллионов короткометражка эволюционировала в полнометражный фильм «Чаппи», сентиментальную историю о роботе и незабвенных трущобах. «Чаппи» провалился в прокате, фильм должен был начать трилогию, но успеха, подобного «Району №9», не случилось — трилогию отменили.
Тогда Бломкамп организовал производство фильмов в формате Kickstarter. Возникла Oats Studios. Идея заключалась в съемке промо-роликов о трущобах и сборе средств со зрителей для финансирования следующих роликов. Идея зрителям понравилась: для съемок привлекались крупные голливудские звезды, специальные эффекты тоже были на высоте. Ролики собирали десятки миллионов просмотров, постановку хвалили и просили еще. Но денег не давали.
Всего Бломкамп успел снять три больших истории: Rakka, Firebase, Zygote + полтора десятка поменьше. Когда стало понятно, что финансировать кино при помощи бесплатных съемок не получается, сбор средств закрыли, а ролики оставили на канале OatStudios.
Так прошло десять лет: за съемками бесплатных роликов и слухами о продолжении «Чужого», к которому был готов сценарий, раскадровка и визуальная часть, но Ридли Скотт отдал серию Феде Альваресу и Бломкамп выбыл из проекта.
В 2019-м году Нил занялся промо-компанией компьютерной игры Anthem, ставшей крупнейшим разочарованием для игрового сообщества.
В 2021-м году снял фильм Demonic, собравший кассу в 366 656 долларов и получивший рейтинг 4.3/10 на IMDb.
В 2023-м у Нила случился первый успешный проект за долгие годы: «Гран туризмо» — история об игроках, любителях виртуальных гонок, попавших в большой спорт. Лента собрала 122 миллиона в мировом прокате (при бюджете в 60 — незначительная сумма), но зрителям понравилась.
По какой-то необъяснимой причине, спустя пятнадцать лет после выхода оригинальной истории, «Район №10» так и не был снят.