«Собиратель душ» — фильм своеобразный. Промо-компания представляла ленту как выдающееся событие в жанре ужасов, что привело к посредственным рейтингам и разочарованию публики. Если искать в «Собирателе» фильм ужасов, то кинолента, действительно, может разочаровать. Реклама сыграла дурную роль, представив фильм в качестве леденящего душу произведения, не оставляющего в живых ни одной нервной клетки после просмотра.
Но дело в том, что есть критерии ужаса, а есть критерии хорошего кино. Критерии ужаса у разных людей разные. Кого-то пугает вид крови, увечья и стоматологи. Для кого-то страшны картины психологического насилия. Другие боятся когнитивного дискомфорта, нарушения естественного хода событий, паранормального, абсурдного, сюрреалистического.
Иначе говоря, смотритель кладбища, пожарный-спасатель, врач-психиатр, патологоанатом, начальник следственного отдела, дрессировщик, спортсмен-экстремал — эти люди могут посмотреть «ужастик», но испугается такая публика очень по-своему. Посему декларирование «страшности» — критерий в высшей степени субъективный.
А вот критерии хорошего кино — явление объективное. Игра актеров, операторская работа, режиссура, сценарий, специальные эффекты, музыкальное оформление, труд гримеров, декораторов, реквизиторов, осмысленность истории (как и наличие разных уровней смысла), особая ритмика фильма — всё это воспринимается зрителем в реальности и может быть отнесено к оценочным критериям.
И здесь низкие рейтинги «Собирателя» печалят, ибо не являются заслуженными. «Собиратель душ» — хорошее кино. Качественное, отлично снятое, выверенное. Только жанр у фильма определен ошибочно. Это не фильм ужасов, а триллер, причем не столько криминальный, сколько психологический. И как триллер «Собиратель» очень хорош.
Фильм не отпускает зрителя, от начала и до развязки сохраняя заданную тональность. Не теряет атмосферу, не злоупотребляет появлениями в кадре неожиданных форм. Впечатляет актерской игрой: Майка Монро — молодец, но Николас Кейдж — король. Вообще, кино играет со зрителем честно, по-взрослому. Психологический дискомфорт «Собиратель» тоже вызывает, но благодаря погружению в сюжет и постановке сцен, а не дешевыми приемами «убираем все звуки и ВДРУГ резко звонит телефон».
Долгие темные планы с нарастающим, гнетущим ожиданием беды — верный ход для создания атмосферы и того особенного чувства, которое Хичкок называл «саспенсом». Именно атмосфера затягивает по ту сторону экрана, превращая зрителя из стороннего наблюдателя в соучастника расследования.
Интересен фильм и выбранными образами. Рассказывая о служении сатане, фильм представляет проникновение зла в дома честных людей через служителей добра. Да и сами убийства представлены как поступки, совершенные во имя добра. Пускай на одной чаше жизнь единственного ребенка, а на другой — жизни многих семей. Но кто осудит материнское сердце? Ведь «не суди и не судим будешь».
К тому же, при всей жестокости кинематографических убийств, совершаемых персонажами по воле сатаны, возникает вопрос: если зло так легко облачается в одежды добра — как их различить? Каким образом добро вообще противостоит злу?
Актуальные вопросы, учитывая, насколько в последние годы дискредитировала себя католическая церковь и какой подъем испытывает церковь Антона Лавея.
В завершении: комплиментарный пассаж о Николасе Кейдже, человеке, не только сыгравшем яркую роль антагониста (и уже пообещавшего не играть впредь маньяков, культистов и серийных убийц), но и выступившего продюсером «Собирателя душ».
В какой-то период Кейдж убедил публику, что потолок актера — это выражение вселенской тоски, стекавшей с целлулоида в души зрителей. Печальные опусы наподобие «Синоптика» превратили Кейджа в грустного дога, лающего на превратности судьбы, но никогда не кусающего в ответ. Однако карьера современного Николаса заставляет интересоваться творчеством актера (оскораносного, между прочим) не только ради смеха, но и для ознакомления с интересными, необычными образцами кинопроизводства, способными увлечь посильнее мейнстрима и крупнобюджетных проектов голливудских студий.
Кейдж определенно не настроен на карьерный закат, старательно демонстрируя, что и в шестьдесят лет можно восстановить репутацию, если и не вернувшись в звезды блокбастеров, то, как минимум, став мэтром независимого кино.
К слову, с деньгами у «Собирателя» тоже все в порядке. Фильм хорошо выступил в прокате, установив два рекорда в премьерный месяц: лучшие премьерные сборы и лучшие выходные. Для дистрибьютера Neon Films данный релиз стал вторым результатом за всю историю компании, уступив только хиту 2019-го года, социальной трагикомедии Parasite.