«Герой» — хороший фильм. Не из-за воздушных пируэтов или ментальных схваток — подобная восточная экзотика уже давно стала частью азиатского фольклора и воспринимается спокойно. Но из-за отношения режиссера к истории, к своему народу, к людям, сражавшимся в различных армиях, но ставших единым государством.
Интересно, что такой взгляд принадлежит режиссеру Чжану Имоу.
Чжан вырос в семье, поддержавшей Гоминьдан, китайскую партию, боровшуюся с коммунистической партией Китая. После поражения в гражданской войне Гоминьдан сбежал на Тайвань и организовал там правительство в изгнании. Сторонники Гоминьдана и их родственники, в том числе Чжан, прошли идеологическую реформацию культурной революцией Мао Цзэдуна. Этот период Чжан назвал «потерей десяти лет».
Снимая фильм об объединении обособленных провинций в единое государство, Чжан удержался от творческого реваншизма и современных политических аллюзий. Режиссер передал тему гражданской войны, противостояния и раскола в обществе, как человек, переживший подобные события и сумевший остаться над схваткой.
Чжан рассказал о судьбе государства. Результат режиссерской работы — живописен и глубок. Но самое прекрасное, что есть в фильме, это начальная фраза «герои есть по обе стороны». Чжан сразу настраивает зрителя на восприятие единого народа, а не истории о дроблении Китая на своих и чужих. Такой подход — очень правильный для общества. В нем нет социального конфликта, нет «авторских трактовок», отсутствует идеологическая конфронтация. Есть общая, важная веха в развитии страны.
Имоу рассуждает о войне, но у него обе стороны — это его народ. Народ и благополучие государства — высшая цель, ради которой можно и умереть. Ведь безымянный герой Джета Ли именно потому и герой, что добился своего, получил возможность нанести удар императору, но понял императорский замысел и признал, что действия императора служат величию Китая.
Тема сиюминутных страстей и высшей цели дублируется Чжаном и в отношениях Сломанного меча и Летящего снега. Если на макроуровне государство терзает война, то на личностном уровне героев терзает внутренний конфликт. Причем один из самых страшных конфликтов — предательство любимого человека. Но и на микроуровне конфликт можно пережить. Сломанный меч и Летящий снег остаются вместе. Пусть через страдания и боль, но боль живет в прошлом, не мешая совместными усилиями достигнуть главной цели.
Это очень хорошее кино. Содержательно богатое. Позволяющее не только насладиться красотой постановки, императорским дворцом, масштабом массовых сцен, эстетикой кадра, поэтикой боев, диалогами персонажей, но и задуматься об истинном смысле картины: герой не тот, кто следует за своими желаниями, а тот, кто отказывается от желаний ради высшей цели.