«Не смотрите наверх» — американское кино из жанра политической сатиры. Рассказ о шоу-политике, заменившей реальную политику в двадцать первом веке.
Кино высмеивает реалии современной политической жизни США. От пресловутых американских героев, спасающих на фоне звездно-полосатого флага весь мир, до непотизма в лице Мэрил Стрип и Джона Хилл — президента Соединенных Штатов Америки и ее сына, главы администрации.
Фильм смеется над всем (кроме политкорректности, инклюзивности и сильных женщин — у современной сатиры свои табу).
Здесь есть чрезмерно тесная, симбиотическая связь корпораций и власти. Есть демонстрация того, кому власть служит в действительности: Марк Райлэнс, фиксирующий значимые события на совещаниях Пентагона, называющий президента по имени, меняющий программу национального спасения ради потенциальной прибыли — отличный образ серого кардинала от мира технологий.
Есть современные отношения: от частных, которые лопаются ради злободневной записи в блоге, до публичных, построенных на рейтингах и фальшивой романтике.
Есть СМИ, старательное избегающие актуальных новостей.
Есть общество, которое не решает проблему, а моментально разделяется и принимается спорить, бороться, противостоять, пока гибель человечества неумолимо приближается.
Хорошо представлен вещизм. Речь Джоны Хилла, сына президента, который молится о вещах — один из лучших моментов в фильме. Современная культура, социальный статус, мировая экономика построены на вещизме. Деньги — религия 21-го века. Эпизод трогает своей правдивостью.
Фильм представляет множество типажей, от пресыщенной героини Кейт Бланшетт до вороватого генерала из Пентагона. Хотя никто из актеров не сыграл здесь своей лучшей роли. Наверное, поверхностная буффонада с уклоном в трагикомический фарс — сомнительная возможность проявить актерский дар.
«Не смотрите наверх» напоминает альманах злободневных шуток, экранизированную ветку Reddit с комментариям на заданную тему. Здесь много метких острот, но очень мало глубины.
Когда-то у Ильфа и Петрова, собравших разрозненный набор фельетонов в целостное произведение, получилась книжка «Двенадцать стульев». Адам Маккей повторил подход, собрав кинофильм из каламбуров и несуразиц сегодняшнего дня.
«Не смотрите наверх» демонстрирует множество нелепостей из жизни современного человека, наполненного абсурдной тягой к публичности, самолюбованию, обогащению, комфорту любой ценой. Но фильм, к сожалению, не следует старому-доброму принципу «критикуешь — предлагай». Высмеивая реальность американской политической жизни, недостатки современного общества, фильм остается внутри высмеиваемой модели.
Содержательно разрушать общество консьюмеризма фильм не в силах — Маккею не на что опереться, кроме индейки с застольной молитвой. Но патриархальная модель традиционной семьи не решит ни политических, ни социальных, ни, самое главное, экономических задач. Режиссер смеется, но в финале разводит руками, сообщая зрителю: «Мы погибнем. Данная концепция мироустройства — единственная. Она плохая, но другой нет. Существует одна Америка, один капитализм, один земной шар и флаг США над планетой всей».
Мысль, что мир может жить не так, как сейчас, оказывается для Адама Маккея менее реальной, чем столкновение с кометой.