Спилберг известен зрителю как массовый режиссер, постановщик крупнобюджетной фантастики и абсолютных финансовых хитов. Даже драматические сюжеты и биографические фильмы приобретают у Спилберга масштаб блокбастеров. От «Инопланетянина» до «Особого мнения», от «Списка Шиндлера» до «Поймай меня, если сможешь» Спилберг волнует аудиторию, искусно рассказывая кино-сказки миллиардам зрителей.
Но есть среди работ Спилберга не совсем типичная лента: художественный фильм «Дуэль».
«Дуэль» снята всего за две недели и 450 000 долларов (с учетом инфляции: примерно 3 500 000$ для 2024-го года).
Работа представила Спилберга в качестве умелого постановщика, способного довести проект до конца. Изначальный план съемок подразумевал десятидневный строк — студийные боссы надеялись, что режиссер согласится работать в павильоне. Но Спилберг принял невыполнимые условия, сделал все по-своему, сорвал съемочный график всего на три дня и, вопреки всем обстоятельствам, снял «Дуэль». Фильм понравился зрителю и получил положительные отзывы у кинокритиков. Спилбергу даже предоставили возможность доснять дополнительные 10 минут хронометража (для выпуска «Дуэли» в кинопрокат).
При этом «Дуэль» — практически авторское кино, минималистическое, крайне простое по содержанию. Весь сюжет: главного героя преследует бензовоз. Но фильм — глубокий, интересный, главное — смотреть под правильным углом.
Как известно, в шестнадцатом веке на смену Ренессансу пришла эпоха барокко. После филигранного выписывания каждой складки, мышцы, волоска, наступило время «изъяна». Когда реализм обнаружил, что невозможно передавать натуру точнее, чем это делала знаменитая четверка Высокого Возрождения — Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — произошло открытие: отсутствие деталей и небрежность мазка сообщают картине большую достоверность, чем кристальная ясной и четкость линий. Человеческий мозг сам, не получая достаточной информации по зрительному каналу, дорисовывал изображение. И картина становилась живой. Куда живее, чем лучшие творения да Винчи или старины Буонарроти, обладавшие, при всём живописном мастерстве авторов, красочной декоративностью.
Точно такой же принцип использован в «Дуэли». Отсутствие деталей не обеднило фильм, наоборот, благодаря изобразительной лаконичности картина стала живой. И дело здесь не только в том, что сюжет взят из рассказа Ричарда Мэтисона, написанного на основе реального дорожного происшествия. Дело в том, что Спилберг оставил публике пространство для фантазии.
Зритель сам решит: почему бензовоз преследует главного героя. Зритель сам наполнит образ преследователя содержанием: является ли погоня олицетворением судьбоносной кары или нелепой случайностью, так часто карающей невиновных? Или наказанием за давно забытые проступки, заслуженным возмездием за грехи, оставшиеся незамеченными для всех, кроме таинственного мстителя? Или этот фильм рассказывает историю о столкновении различных социальных классов? Такую трактовку «Дуэли» дали европейские кинокритики. Может быть, перед зрителем драматический триллер о мести тех, кто находится внизу, тем, кто поднялся наверх? Выбирайте любую интерпретацию.
Бензовоз — образ. Живой и дышащий по собственной воле (кто управляет бензовозом Спилберг не показал, фантазия сама нарисует облик водителя).
Побег от неумолимой, настойчивой гибели — такой же образ. Отчаянный, начавшийся с пустяковой мелочи, обгона, и ставший борьбой не на жизнь, а на смерть: экзистенциальным страхом, спасением от небытия.
Коротко говоря: «Дуэль» — хороший фильм. Как прочесть и чем наполнить кинематографические образы — задача зрителя. Этой сюжетной простотой + свободой содержательных трактовок фильм интересен.