«Война миров» — фантастический роман английского литератора Герберта Джорджа Уэллса, написанный в 1898-м году. Роман относился к популярной в то время «литературе вторжения», имея, однако, характерную особенность: в качестве внешней угрозы Уэллс использовал не одно из европейских государств, а обитателей Марса.

Содержание романа впечатлило читателей. Еще больше публику впечатлила радиопостановка Орсона Уэллса 1938-го года. Во время часовой трансляции классической музыки, в эфир радиостанции выходили корреспонденты, в «прямых включениях» сообщавшие о высадке инопланетных пришельцев в штате Нью-Джерси, боевых машинах, атакующих землян, интенсивных боях, объявлении военного положения и даже начале эвакуации мирных жителей с восточного побережья.

Радиопостановка вызвала скандал, американцы отнеслись к постановке как к репортажам с места событий: одни слушатели укрывались в подвалах домов, другие собирались в народное ополчение, третьи драпали, сломя голову, раздирая в клочья новенькие туфли (документально подтверждено, что господин Уэллс позже компенсировал пострадавшему слушателю стоимость погибшей обуви).

Так «Война миров» обрела популярность, закрепилась в сознании людей и стала частью современной культуры. Благодаря радиопроделке Уэллса произведение запомнили.

В 2005-м году Стивен Спилберг экранизировал роман Уэллса, выпустив современную версию марсианского вторжения. Именно версию — история вторжения Стивена занимает мало, режиссер рассказывает о том, что кажется важным режиссеру. Для Спилберга важной является тема семьи и семейных ценностей.

По этой причине Спилберг сразу же цитирует Уэллса, в первых кадрах показывая микроорганизмы в капле воды, напоминая зрителю, чем закончится инопланетная атака. А для тех, кто не понял с первого раза, повторно предсказывает финал, используя героиню Дакоты Фаннинг, говорящую про занозу в пальце: «Когда время придет, тело само избавится от нее». Точно так же, как и планета избавится от непрошенных гостей.
Финал известен. По этой причине история с марсианами не интересует Спилберга.

Начиная с эффектного пробуждения треножников, Стивен очень скоро оставляет марсиан в стороне, рассказывая историю Рэя (Том Круз). Именно отцовский анабазис Рея — главная сюжетная линия фильма.

Война землян и марсиан — декорация, на фоне которой происходит типичный конфликт отцов и детей. Сцена с паромом, контратака землян, несущийся в пламени поезд — такие эпизоды разбавляют треугольник отношений между отцом, сыном и дочерью. Но главным для Рея становится спасение Рейчел, а не родной планеты. Решающей битвой — драка со спятившим от отчаяния одиночкой, приютившей Рея и Рейчел в подвале, а не сражение с треножником. Открывшейся истиной — не разгадка намерений инопланетян или способ уничтожить врага, а осознание того, что дети вырастают, выбирают свой путь, хотят уйти от родителей — и ребенка необходимо отпустить.

Это история Рэя, а не битвы за планету Земля. Не о глобальной войне с пришельцами из космоса, а о человеческих отношениях рассказывает Спилберг, скрывая за зрелищными эпизодами простую и верную мысль: «Даже если наступает конец света, самое дорогое — семья».