Фантастика — жанр, работающий на условностях. «Прибытие» — фильм в жанре фантастики, стремящийся от условностей уйти.
Туи снял почти правдоподобную историю (насколько это возможно в рамках истории о вторжении инопланетян), использовав единственное допущение: инопланетяне есть и планета — их цель. Остальной хронометраж Туи наполнил живыми героями, логичными поступками, человеческими отношениями и Чарли Шином, удивительно органично сыгравшим радио-астронома Зейна Замински. Возможно, Шину помогла роль агента под прикрытием в фильме 1993-го года «За гранью закона», но астроном в «Прибытии» — украшение не только фильма, но и жанра. Фанатичный, упрямый параноик, за которым очень интересно наблюдать.
Зейн знает свою работу, искренне любит то, чем занят, отдает своему призванию всё, пытаясь совместить профессию и личную жизнь, которая разваливается у него на глазах. Герой не лишен сомнений, неудач и ошибок.
Подруга даёт Зейну такую характеристику: I see a man of great intelligence, dedication, cute little kind of insecurity, little paranoia.
И заканчивает: I love you.
Таким и является Зейн.
Зейн движется по сюжету и события вокруг протагониста соответствуют логике повествования, отлично сочетаясь с линией второго плана: климатологом, изучающей глобальное потепление. При помощи климатолога Туи рассказывает о деятельности пришельцев. И это красивое решение, так режиссер избегает типичной сцены с антагонистом, который под занавес многословно излагает свои планы, замыслы, дальнейшие шаги и поступки.
В фильме есть и третья сюжетная линия. Это линия научного руководителя Зейна, линия саботажа, скрытого противодействия, «случайных» смертей и внедрившихся агентов. За агентами наблюдать также любопытно: как срываются запуски спутников, как разрушают репутацию Зейна, как исчезают данные, улики и факты, подтверждающие наличие сигнала. Глядя на инфильтрацию инопланетных структур в общество Земли, так и хочется спросить: «Как же это происходит на самом деле?»
Наверное, так и происходит. Замечательный материал для конспирологии.
Странным кажется лишь финал, когда режиссер подводит историю к неизменному счастливому заключению и поступки действующих лиц перестают подчиняться логике. По какой-то причине у пришельцев не оказывается компетентных чистильщиков и судьба цивилизаций решается в битве огнетушителя и волшебного шара, способного отправлять бытие в небытие.
Здесь фильм выглядит слабее, чем та часть, в которой Зейн ведет научно-фантастическое расследование, постепенно приближаясь к истине и раскрывая инопланетный заговор. Но фильм настолько пропитан духом старой фантастики, тайнами, которые вот-вот откроются, звездами, которые можно услышать, что ностальгия перекрывает бюджетность повествования и смятый финал.
Впрочем, для 1996-го года прогулка по фабрике углекислого газа выглядит хорошо. Конечно, это не Кубрик, не Лукас, не Кэмерон, не Скотт, не Спилберг, но хорошо. Бюджет в 25 000 000 долларов не был потрачен зря.
«Прибытие» — хороший фильм и, наверное, жаль, что Туи снимает редко. В 2024-м году за Туи числится одиннадцать режиссерских работ, последняя относится к 2013-м году. Однако и «Водный мир», и «Прибытие», и «Риддик» — фильмы, созданные и написанные Туи.
Это pulp fiction старой фантастики. Как «Бездна», как «Сфера», как «Полет навигатора», как «Инопланетянин». Это фильм из времен, когда космос манил, казался бескрайним, вызывал любопытство и полнился жизнью. Когда фильмами не только развлекали публику, но и стремились оставить послание:
If you can’t tend to your own planet none of you deserve to live here.