Никогда не снимайте плохие фильмы. Гильермо Дель Торо снял «Багровый пик», провалился в прокате и чтобы вернутся в обойму, вынужден был сотворить «Форму воды».
— Ха-ха, — скажите вы, — «Форма воды» отхватила «Оскар», это король!
Нет, друзья, «Форма воды» — это коньюктурный проходнях, недостойный Гильермо.
Фильм полностью склепан по лекалам актуальной социологии. Швы и нити этого поделия соединены так явно, что сознание и картинка никак не могут срастись в целое, как откушенный палец и покалеченная рука патриархального антагониста.
У зрителя (у меня, по крайней мере) даже не возникло позыва всплакнуть от новаторского месседжа «человеческого больше в монстре, чем в человеке». Настолько явно авторы лезут ко мне в голову, чтобы как следует там пошуровать.
Вот семьянин, представитель традиционных ценностей, он же главный отрицательный персонаж: порочный, разнузданный сексист, равнодушный к собственным детям, но любящий насилие, протоколы и авторитаризм. Даже к супруге теплых чувств у персонажа нет — действительно, откуда у гетеросексуальной пары теплые чувства? Гетеросексуальный максимум — это механическое совокупление и перверсии с зажатым женским ртом.
Вот чернокожие трудяги, надежные и отзывчивые компаньоны, которые всегда помогут правому делу, но смиренно покинут кафетерий, изгнанные инфернальным белым человеком (естественно, безнадежным гомофобом).
Вот женская доля, печальная и скромная: трудиться, трудиться, потом еще больше трудиться, потом ублажать эксплуататоров-мужчин и снова трудиться.
Вот такой обаятельный, мягкий, талантливый, немного неловкий, но милый и отзывчивый гей. Ни на чем не настаивающий, но насмерть стоящий за своих друзей.
И, естественно, русские шпионы. Они повсюду. Наверняка и у Сэлинджера вся рожь была нашпигована русскими шпионами. И у Гэтсби в подвале сидели. И Тиффани погубили на самом деле они.
+ главная героиня, олицетворение фрикофилии во всей красе.
Интересно, если героиню так привлек ихтиандр, который не видел в ней изъяна из-за ее немоты, почему ее не привлекли другие немые? Неужели нет на свете немых подводников или безголосых дайверов?
Персонажи Гильермо настолько лубочные, одномерные, лишенные развития и полутонов, что мучает вопрос — чем данный фильм заинтересовал дель Торо как постановщика? Стереотипность образов воспринимается как китч.
Да, в фильме отлично поработали художники и гримеры. Фильм замечательно и красиво снят. Но где драматургия?
Неужели так сложно понять, что чем сильнее в людей пытаешься что-то впихнуть, тем сильнее будет отдача? Действие равно противодействию.